Программа развития классного коллектива
автор: Белкова М. А.
«Развитие
творческой личности в классном коллективе»
Пояснительная записка
Большую роль
в формировании подрастающего человека играет школьный коллектив. Именно он
является основной социальной средой, в которой воспитывается личность.
В школьном
коллективе с его многогранными отношениями обеспечивается всесторонне развитие
личности, подготовка к активному участию в общественной жизни. Школа - тот социальный
институт, который с разной степенью успеха помогает семье в воспитании личности
ребёнка. Именно здесь при проведении тех или иных воспитательных мероприятий
дети получают возможность сами участвовать в их подготовке, делать то, что их
интересует и раскрывать свои знания и способности, реализовать свой творческий
потенциал, развивать чувство собственного достоинства.
Данная
программа развития коллектива была составлена на основе народной педагогики и
разработок В.Сухомлинского, А.Макаренко , других известных педагогов,
психологов.
Программа
способствует открытию собственного "Я" на основе
природного творческого потенциала.
Программа реализуется через систему классных часов, урочные и внеклассные
формы работы; коллективную, групповую, индивидуальную работу.
Приоритетной на данном этапе является индивидуальная и групповая работа.
Осуществление
программы воспитательной работы со школьниками - это коллективное творчество
учителей, воспитателей, психологов, родителей, всей общественности.
Сроки и этапы реализации программы:
1 этап -2009-2010 учебный
год.
2 этап -2010-20011 учебный
год.
Программа
определяет уровень овладения школьниками знаний, умениями, навыками в разных
областях жизни, нацеливает детей на дальнейшее развитие, даёт им основные
направления в выработке внутренней потребности детей вырасти защитниками
Родины, ответственными перед обществом за свои поступки, уважающими законы и нормы
общественной жизни, честными тружениками и образованными гражданами, ведущими
здоровый образ жизни и охраняющими и оберегающими окружающую природу.
Цели и задачи программы
Цели программы:
Стимулирование
самостоятельности и инициативы школьников;
Воспитание
ответственности за свои слова и поступки;
Создание благоприятной
образовательной среды для реализации творческого потенциала учеников.
Развитие креативного
мышления.
Усиление мотивации
учебных целей.
Развитие стремления к
постоянному самопознанию, самообразованию и саморазвитию.
Задачи программы:
Создать условия для
продвижения учащихся в интеллектуальном развитии путем участия в конкурсах.
Формировать культуру
интеллектуального развития и самосовершенствования.
Пробуждение
интереса у детей к самоопределению;
Создание атмосферы,
способствующей общению детей друг с другом, детей со своими родителями,
родителей между собой;
Содействие возрождению
различных традиций, повышению культуры общения, организации досуга, основанного
на духовном общении детей и взрослых;
Основные направления и особенности воспитания
Интеллектуальное воспитание – формирование осознанного
отношения к учёбе как к фундаменту интеллектуального, духовного и умственного
развития.
2. Нравственно – этическое – формирование отношения к
себе и окружающим людям.
3. Трудовое воспитание - формирование
отношения к труду как к источнику благополучия общества и личности.
4. Экологическое воспитание –
формирование отношения к природе, растительному и животному миру.
5. Физическое воспитание – формирование
здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью.
6. Правовое воспитание – формирование
правосознания, воспитание гражданственности, воспитание
уважительного отношения к закону, к нормам жизни.
7. Санитарно – гигиеническое воспитание
– соблюдение правил личной гигиены.
Цель классного самоуправления -
формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.
Структура самоуправления класса.
Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все
учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных
вопросов могут привлекаться и родители обучающихся. Классное собрание избирает:
• классный ученический совет, его председателя и заместителя;
• избирает представителей на школьную ученическую конференцию;
• решает вопросы жизни классного коллектива;
• утверждает общественные поручения;
• слушает отчеты об их исполнении;
• решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса;
В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в
классе является совет класса, возглавляемый президентом класса. Президент
класса выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если
за него проголосовало более половины участников. Распределение общественных
поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся
путем голосования. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый
учащий мог попробовать себя в различных ролях.
Каждое министерство имеет свои функции и соответствующие им поручения.
1.Министерство
«Образование» - отвечает за посещаемость, самоподготовку учащихся, контролирует
выполнение домашнего задания. Принимает участие в подготовке тематических
вечеров, предметных недель, конкурсов, викторин.
2. Министерство «Экологии» - отвечает за санитарно-гигиеническое состояние
кабинетов (чистота, проветривание, за выпуск листовок о здоровом образе жизни),
разрабатывает мероприятия по уборке и озеленению территории школьного двора,
контролирует озеленение класса, организовывает сборы макулатуры.
3 Министерство «Культуры и досуга» - способствует культурному и содержательному
проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе отвечает
за организацию интеллектуальных игр, выставок, конкурсов вечеров, составление
развлекательной программы.
4. Министерство «Информационный» - контролирует выпуск учащимися класса газет и
плакатов к знаменательным датам и праздникам, выпуск предметных газет, отражает
итоги жизнедеятельности учащихся, осуществляет контроль за содержанием и
периодичностью смены информации на классных стендах.
5. Министерство «Физкультуры и спорта» - формирует команду для участия в
школьных соревнованиях, проведении «Дня Здоровья», организует спортивные
мероприятия в классе, обеспечивает участие класса в проводимых школою акциях
милосердия и прочих акциях. Принимает активное участие в организации трудового
воспитания, проведении трудовых десантов, субботников.
Классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления,
в частности ряд учащихся класса входят в Совет школы и принимает активное
участие в проведении школьных мероприятий.
«Контролирующим» органом классного самоуправления является родительский
комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым
голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на
один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель. Функции
родительского комитета:
- принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного
коллектива;
- оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении
учебно-воспитательного процесса;
- решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;
- организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.
Таким образом, по моему мнению, внедрение ученического самоуправления позволяет
решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования
навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того,
деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу
классного руководителя.
В своей работе использую разные формы проведения мероприятий: классные часы,
праздник, акции, конкурсы рисунков, стихов, сочинений; экскурсии, спортивные праздники,
КВН, театрализованные представления, исследовательскую работу, диагностические
исследования, классное самоуправление.
Проектируемые результаты
программы:
Апробация программы
Последние данные социометрического
исследования показали возросший уровень сплоченности классного коллектива. Он
составил 88%.
Главными результатами данной программы являются:
|